Падающая экономика Украины обременена долгами, вызванными военными действиями на Донбассе, отсутствием структурных реформ и целым рядом других негативных факторов. По мнению отдельных экспертов, страна уже находится в опасной близости к дефолту, который вызовет очередное снижение социальных стандартов населения и рост уровня безработицы.
Текущая ситуация характеризуется значительным объемом как внешней, так и внутренней задолженности республики. С 2009 г госдолг страны возрос почти вдвое. При этом в условиях резкого обесценивания нацвалюты, оттока капиталов и отказа Украине в инвестициях в связи с продолжением боевых действий на востоке долговая проблема приобретает особую остроту, становится проблематичным не только возможность погашения задолженностей, но даже и их своевременное обслуживание.
По информации Минфина, на 01.10.2014 г размер совокупного внешнего госдолга уже превысил 41 млрд дол. Госдолг составляет почти 64% ВВП. Ведомство также сообщает: на обслуживание и погашение прямого госдолга за одиннадцать месяцев текущего года было израсходовано 6,345 млрд дол в инвалюте, в том числе 2,807 млрд – по внутренним займам и 3,538 млрд дол – по внешним.
По оценке Зеркала недели, на каждого трудоспособного гражданина страны уже приходится более 50 тыс грн госдолга. А по заявлению бывшего первого заместителя руководителя комитета Верховной Рады по вопросам евроинтеграции Ирины Бережной, сумма госдолга составляет более 25 тыс грн в пересчете на одного гражданина Украины. Это рекордная цифра государственной задолженности за всё время существования независимого Украинского государства, и при существующем положении вещей – девятимесячном противостоянии на востоке, отсутствии зарубежных капвложений, дефиците средств в банковском секторе, сокращении сбережений населения из-за девальвации гривни – абсолютно неясны источники погашения внутренних и внешних займов, утверждает эксперт.
Кандидат экономических наук, заведующий сектором денежно-финансовой стратегии Национального института стратегических исследований Алексей Молдован полагает, что на одно обслуживание госдолга при нынешних темпах падения гривни будет израсходовано 25% государственного бюджета.
Еще более негативный прогноз руководителя проектов Лиги финансового развития Андрея Блинова: в предстоящие пять лет ежегодные проплаты страны по внешнему долгу составят 7-8 млрд дол, по внутренним задолженностям – 60-70 млрд грн. В целом на погашение и обслуживание долгов будет расходоваться до 40% госказны и это при значительном снижении курса гривни.
Госстат и СМИ приводят и другие неутешительные цифры. Валовой внешний долг Украины и субъектов экономической деятельности находится на уровне 136,8 млрд дол. При этом около 60 млрд дол подлежит возвращению до 01.07.2015 г.
Поскольку 54,6% заимствований на данный момент находятся в инвалюте, дальнейшее обесценивание гривни приведет к росту размера совокупного долга, и в ближайшей перспективе он будет составлять более 1 трл грн, полагают специалисты.
Международное рейтинговое агентство Moody's ожидает в следующем году наивысший уровень долга в структуре ВВП – 73,4%, в дальнейшем этот показатель будет постепенно снижаться: в 2016 г – 71,1%, 2017-м – 66,6%, в 2018-м – 59,3%, в 2020-м – 51,5%.
Учитывая сложную ситуацию, в частности рост бюджетного дефицита, - Минфин Украины прогнозирует отрицательное сальдо сводного госбюджета по результатам этого года на уровне 5,8% - эксперты рекомендуют руководству страны реструктуризацию долгов и, прежде всего, внутренних, корпоративных. В противном случае часть выплат должно будет осуществлять государство, как гарант задолженностей, часть – компании, что грозит многим из них банкротством.
Так, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман, комментируя ситуацию сайту Forbes.ua, отмечает необходимость рефинансирования внешнего госдолга страны, считая это крайне актуальным. Пока данная проблема не решена – займы либо погашаются, либо обслуживаются за счет кредитов МВФ, причем до сих пор в текущем году проплаты по государственному и гарантированному государством долгу больше поступлений.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер рассматривает реализацию кардинальных реформ в Украине как решающий фактор для оптимизации ситуации с внутренними и внешними долгами. Это позволит восстановить кредитоспособность страны, иначе возможен дефолт.
В то же время Э.Найман исключает развитие ситуации по дефолтному сценарию. Решающая роль в этом плане, по его мнению, будет принадлежать международных финорганизациям, в том числе МВФ, которые рефинансируют основной объем украинских проблемных долгов, включающий облигации в размере 3 млрд дол, выпущенные еще Кабмином В.Януковича и приобретенные РФ, и евробонды на сумму 2,5 млрд дол, которые должны быть погашены в сентябре следующего года.
На необходимость срочной финпомощи Украине со стороны ЕС и США указывает и газета Die Welt (ФРГ). Без нее страну ждет банкротство. Об этом, в частности, свидетельствует процентная ставка по государственным займам республики: если в январе текущего года она была близка к 10%, то сейчас возросла до 27,5% - максимальный размер за всё время независимости страны. На данный момент, по оценке страховых компаний, вероятность неплатежеспособности Украины составляет 64% (в начале года – не более 40%). При этом риски российского банкротства, например, не превышают 17%.
Свое решение долговой проблемы предлагает Кабмин, инициирующий внесение корректив в госбюджет, предусматривающих рост максимальной суммы госдолга в текущем году на 161,4 млрд грн. Тем самым предельный объем задолженности достигнет 968,35 млрд грн, отмечается в соответствующем законопроекте, представленном в парламент.
Эксперты, мнением которых интересовалось новостное агентство Главред, оценили правительственный документ неоднозначно. В нынешних условиях исполнительная власть не могла поступить иначе, указал возглавляющий Комитет экономистов Украины Андрей Новак. Однако повышение верхнего предела госдолга несомненно отрицательно скажется на жизненных стандартах населения. Поэтому с учетом фактического вторжения России в восточные регионы Украины, приведшего к глубокому кризису в политическом и экономическом секторе, целесообразно было бы обратиться к зарубежным странам с просьбой о списании, как минимум, половины внешней задолженности. Подобная практика в мире существует – так поступили, в частности, в отношении Польши. Но списанию долгов должны предшествовать реформы в Украине.
Со своей стороны также отметим необходимость кардинальных преобразований в стране как решающий фактор сокращения дефицита госбюджета и, тем самым, снижения долгового бремени республики.