Автопроизводство и авторынок Украины, как и все базовые отрасли (кроме аграрного комплекса), на протяжении почти всего прошлого года демонстрировали спад. По расчетам Нацбанка Украины, за 2014 г объемы выпуска промышленной продукции сократились на 10,7%.
Основные причины падения: вооруженное противостояние на Донбассе, низкий спрос на экспорт в связи с ухудшением положения в экономическом секторе государств-главных торговых партнеров республики; резкое уменьшение товарооборота с РФ, сокращение покупательного спроса граждан, снижение финпоказателей предприятий в условиях падения объемов кредитов.
Теми же факторами обусловлен и спад автопроизводства в истекшем году, достигший, по информации пресс-службы Ассоциации автопроизводителей Украины "Укравтопром", 43% против 2013 г. При этом в сокращении данного сегмента, как и авторынка, особую роль сыграли рост инфляции в стране, превысивший за прошлый год 20%, и обесценивание нацвалюты на протяжении года в два раза. Это, в свою очередь, привело к значительному падению жизненного уровня украинцев, для основной массы которых автомобиль стал предметом недоступной роскоши.
За 2014 г в Украине было изготовлено не более 28 тыс 751 ед средств автотранспорта. При этом наибольшее снижение зафиксировано в производстве автобусов, их изготовлено всего лишь 906 ед, падение на 63,5%.
Выпуск легковых авто составил 25 941 ед. Сокращение – на 43,3%. Наименьший спад - 15,2% - зарегистрирован в сегменте производства коммерческих авто, их изготовлено 1 904 ед.
По оперативной информации, в декабре прошлого года на автозаводах сошло с конвейера 504 средства автотранспорта. Падение на 15,6% в сопоставлении с предыдущим месяцем (изготовлено 597 ед) и на 92,1% против декабря 2013 г, в котором было изготовлено 6 936 ед автотранспортной техники.
Выпуск легковых авто в декабре истекшего года не превысил 257 ед – спад на 31,5% по сравнению с ноябрем и на 95,4% в сопоставлении с соответствующим периодом позапрошлого года. Единственный сегмент, показавший прирост (на уровне 21,6% против ноября), – производство коммерческих авто. Их изготовлено 186 ед. Однако в сопоставлении с декабрем 2013 г и здесь имеет место спад более чем на 52%. Автобусов выпущено в декабре 61 ед – сокращение на 11,6% против ноября и на 83,4% по отношению к декабрю 2013 г.
В производстве легковых авто лидирует запорожский автозавод, изготовивший за прошлый год 12 779 легковых автомобилей – почти половину всего выпуска таких средств автотранспорта в Украине. Лидер по изготовлению коммерческих авто – ПАО "АвтоКрАЗ", выпустивший их 1 388 ед (73% всех годовых объемов производства данного сегмента). Самое большое количество автобусов сошло за прошлый год с конвейера ПАО "Черкасский автобус" - 347 ед, 38% всего производства.
Завершая обзор ситуации в автомобильной промышленности Украины по итогам прошлого года, вернемся к ситуации на кременчугском "АвтоКрАЗе". На предприятии достигнуты значительные успехи – изготовлено 1,386 тыс грузовиков "КрАЗ". Едва ли не на 50% превышен результат 2013 г. В текущем году в планах предприятия – выпуск до 2 тыс таких машин, что предусмотрено заказами оборонного ведомства, сообщает еженедельник "Деловая столица".
Но завод может поменять собственников по причине огромной задолженности структур нынешнего владельца приблизительно 90% акций ПАО "АвтоКрАЗ" - украинского миллиардера Константина Жеваго перед банковскими учреждениями. Размер долгов завода Ощадбанку и Проминвестбанку близок к 1 млрд грн. Если они не будут погашены, группа "Финансы и Кредит" К.Жеваго может лишиться до 70% акций предприятия. Эти ценные бумаги, несмотря на общие долги "АвтоКрАЗа" в сумме более 3 млрд грн, вполне могут представлять интерес как для крупнейших отечественных бизнесменов (Игоря Коломойского), так и для зарубежных производителей большегрузных автомобилей – например, мирового лидера в этом сегменте – компании Daimler Trucks (ФРГ).
Кризисная ситуация в экономике Украины и война на Востоке страны самым негативным образом отразились не только на автопроизводстве, но и на авторынке. Этот сектор, по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, упал в прошлом году на 54% - реализовано не более 92 342 новых авто. Эксперты отмечают, что приблизительно четверть всех автопродаж в прошлые годы приходилась на АРК, Донецкий и Луганский регионы. Сейчас страна лишилась этих региональных рынков. Специалисты компании "Укравтопром" сообщают: 28% (27,6 тыс ед) всего объема продаж составляют авто отечественного выпуска или сборки.
Спрос на легковые авто снизился более чем вдвое – за год реализовано только 97 тыс новых машин – антирекорд за прошлые 12 лет.
Бренды авто-лидеров продаж
1. Toyota (10 296 ед)
2. Geely (9 365 ед)
3. ЗАЗ (7 908 ед)
4. Hyundai (5 511 ед)
5. Volkswagen (5 419 ед)
Основные тенденции прошлогоднего авторынка обусловлены обвалом гривни: потенциальные автовладельцы занимались интенсивным поиском авто, имеющих "старые" цены, или же приобретали б/у авто.
Гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко сообщил Комсомолке о почти семикратном падении автопродаж за последние шесть лет. В текущем году снижение в данном секторе, по всей вероятности, продолжится. Причины: новации в автозаконодательстве. С этого года в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс введен ежегодный налог в сумме 25 тыс грн на так наз. "роскошные" авто, имеющие объем двигателя более 3 тыс куб см. По оценке правительства, нововведение затронет 17,3 тыс таких авто, что составляет не более 1,3% всех машин, поставленных на учет. В то же время за счет нового налога госбюджет пополнится 500 тыс грн.
Кроме того, увеличен размер акцизного сбора на легковые автомобили – его сумма теперь определяется объемом двигателя и периодом эксплуатации транспортного средства. Наконец, введены налоги на автобусы, электромобили и грузовики.
Налоговые новации приведут к развитию контрабанды авто, кроме того, возможен уход из страны зарубежных компаний, полагают специалисты.
В этом году, по мнению экспертов, ситуация в автопроизводстве и в сегменте автопродаж будет определяться также факторами общего порядка: обстановкой на Донбассе, курсом гривни и политикой Нацбанка.